Памятка для родителей будущих
пятиклассников
В жизни каждого ученика бывает важный
момент переход к обучению в средней школе в 5-м классе. И не
каждый ребенок с легкостью переходит на эту качественно новую ступень обучения.
По каким же показателям можно судить, насколько ребенок готов к учебе в 5-м
классе? Психологи выделяют следующие
критерии готовности к обучению в средней школе: Во-первых, это достаточная сформированность основных компонентов
учебной деятельности, позволяющая ребенку успешно усваивать программный
материал. Если младший школьный возраст период начального знакомства с
учебной деятельностью, овладения ее основными компонентами, то средний школьный
возраст это период овладения самостоятельными формами работы, время
развития интеллектуальной, познавательной активности учеников, стимулируемой
соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Эта мотивация направлена не
только на получение новых знаний, но и на поиск общих закономерностей и
освоение самостоятельных способов добывания новых знаний. Уже с начала обучения
в средней школе расширяется само понятие учение . Теперь оно не
ограничивается рамками учебной программы, а часто выходит за ее пределы, может
в большей степени осуществляться самостоятельно. Но это возможно только в том случае,
если интерес к учению становится основным мотивом. Если же учение не
представляет для ребенка значимой ценности, его познавательная активность
развита слабо, то учебная деятельность превращается в сугубо формальную, не
выполняющую свою функцию в развитии детей. Отсюда и разочарование в
учебе, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе в целом, так
характерное для 5-классников. Во-вторых, за время учебы в начальной
школе у детей должны возникнуть, так называемые, новообразования (т.е. то, чего
у детей до этого еще не было). К этим новообразованиям относятся
произвольность, рефлексия и понятийное мышление. Рефлексия это осознание
себя и своих действий. Рефлексия меняет взгляд ребенка на окружающий мир,
заставляет не верить на слово тому, что говорят другие, а вырабатывать свой
собственный взгляд, собственное мнение. Это личностное отношение к окружающему,
прежде всего, затрагивает основную деятельность школьников учебную. В
результате у детей постепенно формируется личное отношение к учению. Произвольность
способность детей регулировать свою деятельность также, прежде
всего, касается учебы и распространяется на ситуации, связанные с выполнением
учебной деятельности. В-третьих, учащиеся 5-х классов должны быть готовы к
установлению других, более взрослых взаимоотношений с учителями и
одноклассниками.
Что касается отношений со сверстниками, то нужно отметить, что в этот период
общение с ними начинает определять многие стороны личностного развития ребенка.
В этом возрасте появляются притязания ребенка на определенное положение в
системе деловых и личных взаимоотношений в классе, формируется достаточно
устойчивый статус ученика. На эмоциональное самочувствие ребенка все в большей
степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не
только успехи в учебной деятельности и взаимоотношения с учителями.
Существенные изменения происходят и в нормах, которые регулируют отношение
школьников друг к другу: на первое место выступают нормы, связанные с
качествами настоящего товарища и друг.
|