Понятие адаптации (от латинского слова
adapto-приспособляю) возникло в биологии и рассматривается в ней как
приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям
среды. Адаптация социальная рассматривается как приспособление индивида к
условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических
механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом
социальной роли.
Социальная адаптация включает:
1. адекватное восприятие окружающей действительности
и самого себя;
2. успешное общение и адекватные отношения с
окружающими;
3. способность к труду, обучению и организации
досуга и отдыха;
4. способность к самообслуживанию и самоорганизации;
5. изменчивость поведения в соответствии с ролевыми
ожиданиями.
Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены
деятельности и социального окружения человека. У учащихся и первых, и пятых, и
десятых классов меняется их социальное окружение (новый состав класса и/или
учителей) и система деятельности (содержание новой ступени образования).
Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной.
Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за
неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях
обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Такое
состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей
принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное
психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок
становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным,
отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически
ослабленные дети (а их количество увеличивается) являются наиболее
подверженными возникновению дезадаптации.
Конечно же, адекватное восприятие ребенком своего школьного окружения, успешное
установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма
затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким
образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке
становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в
отстающего ученика.
|