1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: Как прошел твой день
в школе? Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и
внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам,
используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах
в классе, школьных предметах, педагогах.
2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его
успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о
школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о
взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов
для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в
два месяца. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать
все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами
и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно
разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе
вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между
преданностью вам и уважением к своему учителю.
3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой
наказаний и поощрений. Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость
как награду, а неуспеваемость как наказание. Если у ребенка учеба идет
хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники
по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо
в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им
домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать
наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть
телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше за плохие. Такие
правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
4. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным,
что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все
мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим
коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок
учится.
5. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте
их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания,
полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам
сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим
заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения
наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными
с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не
подсказывайте их.
6. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают
в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между
его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к
фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой
поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в
стремление узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в
школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое
количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски,
чтобы покрасить определенную поверхность.
7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать
спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка
происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого
учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к
стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать
больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий.
Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать
проблемы в школе.
|